Пятница, 22.09.2017, 05:46Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829

Статистика

Путеводитель
Главная » 2012 » Февраль » 29 » Альтернативная Экологическая тропа г. Кирова
01:07
Альтернативная Экологическая тропа г. Кирова

Путеводитель по Кировской области

Альтернативная экологическая тропа города Кирова

Маршрут специально разработан для проведения городских экскурсий в рамках изучения экологии в учебных заведениях, будет также интересен широкому кругу интересующихся этой тематикой.

  

Город Киров в котором проживает 756 тысяч человек, как и любой другой крупный город, создает свою, особую, среду обитания. Это городские жилые кварталы, промышленные, складские зоны и совсем маленькие по сравнению с общей площадью застройки скверы и парки. Город – это огромный макроорганизм, которому надо безостановочно осуществлять обмен с окружающей средой веществами, информацией, энергией в термодинамическом смысле этого понятия, иначе он неминуемо погибнет. Каждый миг беспрерывно на протяжении уже десятков лет город засасывает воду из реки Вятки, подземных горизонтов, очищает эту воду, пропускает через свои водопроводные сети, свое нутро и отдает ее уже загрязненную, полную фекалий, отходов, просто грязи. Эти серые, дурно пахнущие стоки попадают на очистные сооружения, проходят обработку и вновь возвращаются в Вятку, уже относительно безопасными.                                                                                

 

То же происходит и с разными отходами. Ежесуточно в город въезжают сотни автомашин машин, железнодорожные составы груженые товарами. Распроданные в течение дня, товары в скором времени либо сами превращаются в отходы либо оставляют после себя шлейф выбрасываемых упаковок. Мусором  заполняются контейнеры для ТБО, затем он перекочевывает на специальные полигоны ТБО. Это тоже непрерывный и бесконечный процесс. Мусоровозы всегда находятся в движении и пополняют полигон и днем и ночью.    

 

По такой же схеме, но уже незаконно, на окраинах города, в тихих закоулках, сваливают отходы самосвалы нерадивых предпринимателей.

  

                

 А помните ли вы о ежесекундно производящихся выбросах газов в окружающую среду от автотранспорта, от предприятий, о прогрессивно увеличивающемся потреблении кислорода для горения, о тепловом выбросе города, о вывозе снега зимой и о ливневом стоке с города летом?.. Вот оно, влияние на окружающую город природную среду. Показать хотя бы часть следов этого воздействия имеет перед собой целью рекомендованный маршрут.                                             

При движении по маршруту вы будете наблюдать многочисленные нарушения природоохранного законодательства и факты нарушения вашего права на благоприятную окружающую среду. Как гражданин, вы имеете полное право и даже можно сказать, обязанность, обратиться с жалобой на нарушение этих прав в специально уполномоченный орган - Департамент экологии и природопользования Кировской области. Обращение может быть нескольких видов – письменное, отправленное на почтовый адрес, письменное в электронном виде на адрес электронной почты. Обращение может быть устным - при личном приеме граждан должностными лицами Департамента (но о времени таких приемов необходимо узнать по телефону 64-52-01).   

В любом случае, если вы направите письменное обращение или сообщите о фактах нарушений при личном приеме вам, в месячный срок обязаны направить ответ о мерах предпринятых по вашему обращению.

Письма лучше всего адресовать главе Департамента экологии и природопользования Кировской области Албеговой Алле Викторовне, почтовый адрес -  г. Киров, Динамовский проезд, 14, А, телефон  64-52-01, адрес электронной почты - depgreen43@mail.ru. Департамент обладает всеми необходимыми возможностями для работы с вашими обращениями. Так, его штат специалистов-экологов составляет порядка 100  человек, обеспеченных в полном объеме служебным транспортом, оргтехникой, цифровыми фотоаппаратами, видеокамерами и т.д.

Следует добавить, что Департамент сам делает шаги по повышению активности граждан в отстаивании своих прав на благоприятную среду, поэтому ваши своевременные обращения позволят улучшить ситуацию с экологическими нарушениями в городе Кирове.

Наконец то, от бесконечного нытья – «у нас плохой город», «у нас много мусора», «коммунальщики не справляются с вывозом отходов», можно перейти к конкретным мероприятиям и что - то сделать в сфере природоохраны каждому человеку.

При движении по экологической тропе следует соблюдать следующие меры предосторожности:

- не проходить ее в одиночку - места диковатые, есть вероятность встречи с местными "соловьями-разбойниками" и их свитой - на пути к свалки много мест ночевок БОМЖей и собак;

- проходить по маршруту только в светлое время суток летом – только днем или даже в утренние часы;

- иметь с собой работающий сотовый телефон, знать свое местонахождение.

Предлагаемый маршрут пеший, легкой категории, доступный и для не подготовленных. Маршрут можно проходить целиком или разбивать на части. В общем протяжении маршрут составляет 9 км до остановки Оверинцы дороги Киров-Костино и 13 км до городских маршрутов общественного транспорта. При начале пути от остановки «Больница» в п. Ганино  протяженность сокращается на 3,5 км.

Нитка маршрута – автобусная остановка 33 маршрута сады или завод компонентов крови – западная окраина Филейского кладбища – д. Шубино – Хабаровы – Ганино - психиатрическая больница – промзона – мост через р. Люльченка – золотвалы ТЭЦ-4 – железная дорога – городская свалка «Костино» - остановки «Оверинцы» дороги Киров-Костино – п. Садаковский – «Кочуровский парк» – г. Киров, проспект Строителей.

 Ваш путь начинается от остановки «Сады» или «Завод компонентов крови» 33 маршрута, это следующая остановка после того, как вы проедете поворот на Ганино. Можно дойти и от Северной больницы, но тогда путь увеличится на полтора километра. Ориентиром начала маршрута является отворот дороги налево, прямо напротив нового завода компонентов крови. Это часть недостроенной объездной транзитной дороги вокруг Кирова. Она должна была (будет?) связать Слободской и Советский тракт через Новый мост, обходя городские кварталы с Запада. При поездке на автобусе со стороны с ул. Луганской вы проедете крупные торговые центры (справа), минуете левый поворот на Ганино и следующий поворот с дороги налево как раз и будет началом маршрута. Этой дорогой пока пользуются только чтобы проехать  до садов, расположенных справа от дороги или до окраины Филейского кладбища. Дальше дорога обрывается, по проекту она как раз должна выходить на объездную трассу, но ее еще не построили.   

Перед тем, как свернуть с дороги, идущей на Новый мост, и пойти в сторону садов, необходимо обратить внимание на одну из городских снежных свалок. Она расположена как раз у развилки дорог справа от вас. Тающая масса снега может пролежать здесь до конца июня. Правда, опознать в больших серых кучах снег очень сложно, скорее их можно признать за груды непонятного солеобразного вещества. На самом деле под черно-серым налетом, если немного копнуть, можно обнаружить снег. Обратите внимание на большое количество мусора, вывезенного с городских улиц вместе со снегом. Иногда, уже после завершения зимнего периода года, пользуясь наличием хорошего подъезда и отсутствием охраны, на территорию свалки несанкционированно свозят строительные отходы. К августу месяцу снег окончательно тает и свалку  прибирают от отходов и сдают на контроль Администрации, для того чтобы использовать в следующую зиму.

Свернув с дороги, уходящей в сторону Нового моста, по отличному асфальту мы начинаем подниматься на холм. Этот удобный участок часто используют для катания на роликах благодаря небольшому движению машин и естественному уклону. При движении по дороге дальше мы пройдем садовые товарищества и миновав Филейский лес увидим справа западную окраину кладбища. На съезде с дороги направо предлагаем свернуть ненадолго с асфальтовой дороги и дойти до опушки леса, расположенной буквально в 50 метрах. Здесь в глаза бросаются огромные кучи мусора, оставляемые приходящими на кладбище людьми. Многочисленные вытцвецшие венки, бутылки, полиэтиленовые пакеты, смет прошлогодних листьев и даже свалы строительных отходов, завезенные сюда по принципу «до кучи». Все это частично свалено в прокопанные ничтоже сумняшеся канавы.   Это что-то типа «ноу хау» городской администрации, когда в месте захоронения людей можно еще и «хоронить отходы». Согласно нормам природоохранного права запрещается захоронение отходов ВЕЗДЕ, кроме специальных полигонов ТБО. Просто из-за отсутствия должного уровня организации работ в сфере сбора отходов свалки мусора на кладбищах – распространенное явление.    

 

Кстати сказать, в лесочке за кладбищем наличествуют небольшие озерца с нефтепродуктами, укрытые от посторонних взглядов кустарником, ну и кокетливыми аншлагами – листочками формата А4, распечатанными на принтере – об опасности прохода по накатанным в лес колеям. Известно, что в подобное озеро с мазутом несколько лет назад провалился человек, но был спасен. Хотя кто его знает, что таят в своей пусть и небольшой глубине эти «смоляные ямы». Летом они легко определяются по интенсивному запаху мазута, а в целом нужно быть очень осторожным в этом месте.

Оглядев свалку, можно двигаться дальше по дорогам, проходящим через кладбище, на открытую возвышенность, откуда открывается вид на обширную долину реки Вятки. Можно разглядеть вдалеке садовые товарищества, городские канализационные очистные сооружения, речной порт. Издалека заметна полосатая кирпичная труба, расположенная прямо и немного правее, в низине. Это труба котельной городских канализационных очистных.                                      

Еще правее их хорошо видны высокие стрелы портовых кранов. Слева, на расположенном в километре от нас холме,  взгляд притягивают вращающиеся решетки радаров военной базы. У подножия холма, на котором вы стоите, находится деревня Севастьяновы. Жители деревни раньше довольно часто страдали от влияния расположенного вблизи полигона гальваношламов ОЦМ, пока в 2011 году его не рекультивировали. От полигона осталась только рощица молодых березок, и ровная глинистая площадка. Тело же самой карты полигона закрыто многометровой толщей глин.      

Эта обзорная точка уникальна, она поглощает наблюдателя близким соседством кладбища – конечного пункта жизненного странствия любого цивилизованного человека, зовущим видом раскинувшихся лесов, лугов, долины реки. И, конечно же, объектами городской, транспортной и военной инфраструктуры. В одной точке сплелись черные гранитные памятники, легкие деревянные кресты, ажурные оградки (от кого ограждают этот последний придел? зачем пытаются подвести имущественную базу под ускользающую память?), выцветшие истрепанные венки; хищные армейские радары, безостановочно прощупывающие небеса; огромные поля отстойников и аэротенки очистных сооружений, постоянно пытающиеся очистить поступающие стоки и мерно раскачивающие своими «головами» портовые краны, перегружающие вычерпанный из речного дна гравий…

На наш взгляд, будет намного лучше, правильнее, если каждый городской человек будет просто приходить на этот холм, на край кладбища и среди новых крестов, венков, всматриваясь в туманную или солнечную даль просто размышлять кто он, зачем и куда он идет. Это не призыв к фатализму, просто стоит иногда посещать такое место вечной разлуки в целях «экологизации своего внутреннего мира».

Для продолжения пути необходимо вернутся на асфальтовую дорогу и, перейдя ее в противоположную от кладбища сторону, выйти в деревню Шубино. В деревне сворачиваем на самую правую улицу, чтоб не промахнутся мимо Хабаровых. Вид этих деревень очень характерный. Дома сильно различаются по своему уровню и, вероятно, по достатку хозяев. По сторонам улицы перемежаются то маленькие старенькие деревянные домишки,  то огромные, безвкусные, полуобитаемые коробки коттеджей 90-х, то огороженные высокими глухими заборами более симпатичные коттеджи 2010-х. На узкой дороге соседствуют огромные иностранные джипы и полузаброшенные грязные «шестерки» и даже «запорожцы».

В п. Ганино та же картина. Но есть и более новая экспансия рвущихся из города, но не от его благ людей – коттеджный поселок справа от дороги, подходящей к Ганино. Он остается немного в стороне от маршрута.  Его часть можно будет увидеть только по дороге к психиатрической больнице. В Ганино необходимо найти улицу, идущую в сторону больницы, она отходит у магазина перпендикулярно тому направлению, с которого вы подходите. Если будут проблемы с ориентировкой, можно спросить о направлении пути у местных жителей.

Пройдя 100 метров по дороге к больнице, у одного из двухэтажных домов можно увидеть контейнерную площадку, стоящую у самой дороги. На ней очень много контейнеров, в том числе крупногабаритных, но ясно видно, что и такого количества не достаточно. Причина такой ситуации довольно проста -  многие обладатели коттеджей и частных домовладений не имеют желания платить за вывоз отходов от своих домов. Они просто «незаконно» используют чужие контейнера, сами не неся расходов.  Такая картина крайне типична и ярко иллюстрирует имеющиеся проблемы по организации сбора и вывоза отходов. Хитрость в том, что нормами предусмотрена оплата мусора при вывозе его на полигон ТБО по массе – одно дело, когда вы везете полмашины листьев и совсем другое дело, если вывозите полный кузов бытовых отходов. Но по факту оплата производится за единицу автомашины, за объем ее кузова, а не за то, сколько в ней отходов. И уж тем более никто не пытается учесть массу отходов. Всё это имеет значение, только если вы сами вывозите мусор, так как при условии договора на планово-регулярный вывоз (это когда за мусором приезжает сам владелец полигона) имеет значение норма образования отходов. Многие просто не согласны с тем, что должны оплачивать отходы по каким-то нормам, даже тогда, когда отходы у них не образуются в нужном количестве и в итоге машины вывозят «воздух». Это одни из самых важных моментов проблемы сбора отходов в городах – отходы от частного сектора. По такому же принципу добавляют количество свалок и гаражные кооперативы и садовые товарищества. Частный сектор и является одним из основных поставщиков свалок на окраинах населенных пунктов и в прилегающих лесах.

Подойдя к территории больницы – она будет как раз на повороте дороги – вы ее легко опознаете по скучным больничным корпусам, забору и КПП со шлагбаумом. Поворот к больнице будет сразу за павильоном автобусной остановки.  Пройдя мимо КПП с одной стороны и водонапорной башней – с другой, мы начнем спускаться с холма. Больничный забор будет длиться еще метров 300. Это хорошо озелененная, ухоженная территория. Она даже имеет некоторое сходство с показываемыми в иностранных фильмах психиатрическими клиниками, окруженными прекрасными садами или живописным лесом, где больные прогуливаются по дорожкам из разноцветного гравия. В Ганинской психиатрической больнице (Кировской областной психиатрической больнице имени Бехтерева) дорожек из гравия нет, да и не так часто за забором можно увидеть прогуливающихся по парку больных. Психиатрические расстройства, к сожалению намного страшнее и безысходней, чем подают это массовому зрителю. Больница – это тоже своего рода часть маршрута, часть пути, где-то между кладбищем, маленькими деревянными домиками, шикарными коттеджами. Давно доказано, что городская среда буквально пропитана стресс-факторами. От постоянного недостатка времени до дефицита личного пространства. Постоянный стресс приводит к возникновению невроза, а это и есть психическое расстройство. Также стресс-фактор может являться и спусковым моментом при наличии наследственной предрасположенности и опять таки, в итоге возникает  психическое расстройство. Таким образом, у человека в городских условиях и больше шансов и получить психическое расстройство, и попасть в ситуацию, когда оно, до этого мирно дремавшее, вдруг неожиданно проявляет себя. Это яркое проявление темы «экологической тропы», темы окружающей городской среды и ее взаимного влияния с человеком. Это вершина одного из социальных айсбергов. Есть еще и проблема алкоголизма, наркомании, преступности в целом, все эти проблемы отчасти тоже спровоцированы средой – глубинным личностным конфликтом между тем, что хочется и тем, что есть. Все мечтали бы жить в красивых коттеджах на берегу реки, рядом с живописным лесом, но большая часть живет в безликих серых многоэтажках, а то и в маленьких грязных домишках.  Всем бы хотелось видеть город-сад, а не захлебывающийся в выбросах от автотранспорта почти лишенный парков город…

Но вот забор психиатрической больница заканчивается, и мы видим прямо перед собой чуть ниже по склону бывший переезд через железнодорожную ветку. Машинам здесь уже не переехать, а вот пешком легко. Раньше здесь был и шлагбаум и будочка охраны, но теперь из-за ненадобности их упразднили и просто перекопали с обеих сторон подъезд.                                                      

Сразу за переездом у железнодорожной насыпи из земли бьет родник с высоким дебитом, хотя вода на взгляд и чистая, но пить ее не кипяченой не стоит. До 2009 года родник  был обустроен, закрыт дощатым сарайчиком, где был удобный помост, скамейки, струя воды вырывалась из трубы и накапливалась в емкости. К сожалению, домик этот сожгли, емкость под воду утащили и из всего благоустройства осталась только труба с водой.

Переходим пути, дальше направление не меняем. После «железки» местность идет на понижение, попадается много заросших болот и заполненных водой котлованов, прямо через дорогу перетекает ручей. Есть риск не пройти сухим и чистым.                                                        

Через 150 метров дорога выводит нас к промзоне, окруженной бетонным забором, вдоль которого проходит разбитая асфальтовая дорога. По этой дороге необходимо пойти вправо. Это излюбленное место свалок нерадивых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Малолюдность этого района, хороший подъезд – всё это факторы, благоприятствующие превращению любого подобного места в большую свалку. Убирать отходы, если они таким образом брошены кем-то (и особенно, в случае, если по видам отходов или по оставленных в них документах нельзя установить собственника), должна Администрация города. Поэтому особую ценность представляют свидетельства очевидцев таких свалов мусора, особенно, если удается зафиксировать государственный регистрационный номер автомашины. Точно такой же принцип и в случае административного наказания - если не удастся установить собственника отходов, виновник не понесет никакой ответственности и даже убирать за него мусор будет администрация.          

В работе с такими «анонимными отходами» большое значение имеет желание инспектора природоохраны найти виновника и сэкономить на уборке чужих отходов бюджетные деньги. Практика показывает, что практически в любой свалке отходов можно найти информацию о возможном собственнике, все зависит от мотивации поиска:  копании в чужих отходах. Довольно часто в куче строительных отходов попадаются части проекта с указанием заказчика, в отходах от бытовых помещений предприятий встречаются накладные, разные бланки; от промтоварных магазинов – чеки, коробки из под товара с почтовыми реквизитами. Именно поэтому своевременные обращения граждан могут способствовать выявлению виновников и экономии бюджетных расходов… и главное – наказанию нерадивых предпринимателей и росту сознательности, ответственности в обществе, в идеале – появлению настоящей гражданской позиции... Как хочется жить не в дремучем феодальном  зашоренном обществе!                                                                                                        

Метров через 100 дорога резко поворачивает под прямым углом. Напротив поворота видны несколько довольно чистых небольших озер. Вода в озерах прозрачная и летом хорошо прогревается.  Называют эти озера «Солдатские пруды» из-за того, что раньше здесь стояла часть стройбата, солдаты которой и любили купаться в озерах. В настоящее время желание искупаться в них уже не возникает. Их берега и прилегающая территория сильно замусорены. А сами водоемы из-за удобного подъезда к ним часто используются автомобилистами для мытья автомашин. Эти озера – яркий пример того, как ухудшается качество водоемов, даже если в них не попадают промышленные стоки.                                                                                                           

За озерами видна большая насыпь, это и есть та недостроенная объездная дорога. Для продолжения пути вам необходимо повернуть по дороге вдоль бетонного забора и дойти до железнодорожных путей. Дорога здесь обрывается, если ситуация не изменилась в лучшую сторону, то здесь тоже в изобилии можно найти свалы строительного мусора – от обрезков кафельной плитки до крупных кусков плит перекрытий с металлической арматурой.                                              

Соблюдая меры предосторожности можно перейти ж/д пути и по мосту, который будет в нескольких десятков метров правее, перейти реку Люльченку. Это типичная малая река города. Большая ее честь протекает через промзоны и районы городской застройки, под автомобильными мостами и вблизи садоводческих товариществ.                                                                    

В эту реку поступают стоки с территорий более 25 предприятий. В основном это ливневые стоки с территории, но есть и неочищенные промстоки.                                                            

Имеют место и стоки из аварийных сетей канализации. По этой причине река Люльченка это показательнейшая сточная канава города, клоака. Кстати, сколько и какие точно предприятия сбрасывают в эту реку свои стоки, в должной степени неизвестно. По сути, контроль над ними ни по качеству, ни по объему сброшенных стоков органы природоохраны не осуществляют. Единственная инвентаризация таких источников загрязнения была предпринята 15!!!!! лет назад. Конечно, стоит признать, что основную часть загрязнения привносит сток с городских дорог и мостов, но и забывать о промышленных предприятиях, автомойках, дырявых трубах канализации также, наверное, не надо?    

При переходе через реку обратите внимание на цвет ее воды. Чаще всего она грязно серая – в паводок на ее поверхности еще и в изобилии появляются радужные разводы нефтепродуктов. Но, если долго не было дождей и с города не смывается пыль, вода может быть довольно прозрачной. Можно даже сказать - на удивление прозрачной. Причина этого в способности реки к самоочищению. По своему пути река проходит через множество мест где ее русло то расширяется, то сужается, есть обширные территории, заросшие густой растительностью – осокой, камышом, рогозом. Все это и способствует разной скорости движения воды, а, следовательно, и оседанию загрязнителей на дно или на части растений. Но все же купаться в такой воде или умываться ей явно не стоит.        

Перейдя реку по железнодорожному мосту и впечатлившись перспективой, открывающейся с недостроенного автомобильного моста и объездной дороги, вы выйдете на транзитную ветку железной дороги, идущей в Лянгасово.                                                                                               

После нескольких десятков метров «железки» необходимо отыскать тропинку, отходящую с насыпи влево на высокий холм с геометрически правильными гранями. Поднявшись на него, вы поймете, что это не холм, а огромная дамба золоотвала ТЭЦ-4.                                              

Она возвышается над дорогой почти на 10 метров. Здесь расположены несколько карт золоотвала ТЭЦ. Зола смывается водой и по трубопроводам поступает сюда. Эта «адская смесь» выливается на поверхность карты, вода затем отводится с помощью специальных шандерных колодцев, а зола, как твердый осадок, остается на карте, постепенно заполняя ее.                                                               

 

С золоотвала открывается замечательный вид на западную часть города. Хорошо видна промплощадка ТЭЦ-4, можно отлично рассмотреть БХЗ. Немного дальше карт золоотвала виднеется шламохранилище лигнина, используемое Биохим заводом. Лигнин – это отход обработки древесины в производстве спиртов – вещество черного цвета со специфическим запахом. Долгое время БХЗ находился в стадии банкротства и его руководство всячески отказывалось от причастности к шламохранилищу, но по факту продолжало использовать его. Лигнин, находящийся в сухом шламохранилище, способен к самовозгоранию, в случае, если он загорается, потушить его крайне сложно – как скажем, торф, и  едкий дым надолго заволакивает район улицы Упита.  Сильно же пропитанный водой, в обводненном  шламохранилище, в жаркое время года лигнин начинает загнивать, распространяя на город зловонный тухлый запах. Часто бывает, что и очистные сооружения завода из-за жаркой погоды или нарушений технологии очистки вдруг загнивают. Поэтому в июле месяце завод встает на «плановый ремонт».                                                                        

   Налюбовавшись видом городаи обслуживающих предприятий (кстати, всем горожанам надо в этом месте текста ставить смысловое ударение на слове – налюбоваться!!! такая вот она, любовь к своей цивилизации, трудная), можно спуститься с золоотвала назад на железную дорогу. Соблюдая меры предосторожности, по ней необходимо пройти около 3,5 км. Дорога здесь идет в прямом направлении и, перерезав небольшой лес, выходит на поле. Вскоре впереди появится переезд и автодорога Киров-Костино, будут видны домики деревни Оверинцы. Слева видна деревня Малые Кушовы. Миновав железнодорожный переезд, можно дойти до высокого холма, заметного слева от дороги. Чем ближе вы будете к нему подходить, тем больше вам будет казаться, что он имеет правильные очертания. Конечно! Ведь это не холм, а «тело свалки»! Собственно все, что его слагает – это отходы, вывезенные с города. «Тело» полигона имеет высоту около 15 метров (5-этажный дом) и длину около 400 м. Эта свалка (назвать такую гору мусора полигоном просто язык не поворачивается) использовалась до 2010 года, когда были заложены новые, эксплуатируемые в настоящее время карты. Огромную гору мусора можно прекрасно рассмотреть на безопасном расстоянии – с железнодорожной насыпи. С полигоном связана любопытная природоохранная байка.

В конце 90-х в Европе большой размах начало приобретать экологическое направление, связанное с улавливанием и использованием так называемого свалочного газа. В теле полигона происходит постоянный процесс гниения органических веществ, в результате образуется множество газов, в том числе и весьма дурно пахнущие. В том числе, в большом количестве выделяется метан. В Европе придумали технологию, по которой тело полигона вначале закрывают газонепроницаемой пленкой, а затем забуривают в полигон специальные перфорированные трубы – коллекторы газа. Газ собирают, очищают и используют. Получается что-то подобное газового мини-месторождения. Единственная хитрость в том, что полигон должен быть довольно большой, иначе затраты на оборудование не окупятся. Австрийские предприниматели разослали по регионам России запросы - у кого какие есть свалки и очень заинтересовались именно Кировской. По отчетам, в теле полигона уже тогда было складировано около 1 млн. тонн отходов. Полная энтузиазма делегация Австрийцев приехала в Киров и тут же отправилась на свалку. Но, осмотрев свалку, они сразу высказали предположение о явно завышенной массе размещенных отходов. Проведенные замеры подтвердили предположение. На самом деле, масса размещенных отходов была завышена не меньше, чем в два раза. Чуть выше мы уже касались темы учета отходов на полигоне, о том, что их считают в кубах, а потом условно переводят кубатуру в массу. Оценив реальную массу отходов, иностранцы уехали ни с чем. 

Но кроме ушлых европейцев подобный подход, конечно, не мог не возникунуть в мятежных мозгах когда-то советских, а затем и российских «кулибиных». Технология получения метана из бытовых отходов была описана в научно-популярных журналах технического направления в 90-е гг. К сожалению, точно указать издание мы не можем, но авторы статьи знают людей, тщательно старающихся по чертежам в журналах создать домашний агрегат для получения дармового газа и повторного использования отходов…

Вернемся к маршруту. В настоящее время эта «гора мусора» псевдорекультивирована. Она хоть и не используется, но продолжает гнить, выделять из себя загрязняющие вещества в атмосферный воздух и воды. Одним из наиболее опасных факторов свалки является свалочный фильтрат, по содержанию загрязняющих веществ он вполне сопоставим с токсическими отходами. Превышение концентраций ПДК многих загрязняющих веществ достигают в нем просто огромных величин! С железнодорожной насыпи хорошо видно не только тело самой свалки, но и озеро у ее подножья, питаемое в том числе и стоками со свалки. Атмосферные осадки, проходя через тысячи тонн отходов, собирают на себя множество загрязняющих веществ, образуют экстракт полигона (название радует и вызывает далекоидущие ассоциации!). Загрязнение из этого озера поступает в реки и фильтруется в подземные горизонты, из которых могут запитываться и скважины питьевого водоснабжения.

Полюбовавшись (ну мы уже «заякорились» на слово «любоваться»!) видом свалки, можно вернутся назад к переезду и оттуда выйти к остановке в Оверинцах или прогуляться до города (до которого еще порядка 4-х км) пешком.

Дорогой назад, до самого города, могут служить и многочисленные тропинки, и полевые грунтовки, идущие в восточном направлении. По ним можно легко выйти на южную окраину поселка, где и найем подходящую трассу. Если получится выйти на тропинку, проходящую сначала под линией ЛЭП, обратите внимание на странный холм, занятый гаражами (он находится слева), в непосредственной близости от автодороги. Это старая городская свалка, используемая до 90-х. Она уже рекультивированна и используется для размещения гаражных кооперативов.

 Осталось пройти небольшой лесок и вы окажетесь в городе. Этот лес почему-то назвали «Кочуровский парк». В реальности, по уровню благоустройства он не дотягивает даже до понятия городской лес, а не то что парк. Зимой по нему проходит накатанная лыжная трасса, а летом здесь любят прогуливаться горожане и устраивать пикники. Стоит обратить внимание на замусоренность лесного массива и на множество поврежденных вандалами деревьев. В северной части леса, со стороны жилой застройки, существовало незаконное кладбище домашних животных. Весьма вероятно, что его остатки еще можно обнаружить. Стоит их поискать и в тишине поразглядывать самодельные памятники домашним любимцам. Иногда это просто камень с надписью, иногда это миниатюрная оградка и даже фотографии. От этого места веет какой-то сентиментальностью, теплотой и трогающей душу заботой. Вопрос конечно спорный, но такого ощущения нет на Филейском кладбище среди его памятников и траурных венков. Возможно все дело в массовости Филейских захоронений? Ведь даже после смерти городской житель все также плотно окружен сотнями и тысячами других таких же как он. Как и при жизни, вокруг соседи по площадке с верхнего этажа и соседи, живущие на этаж ниже. Современное городское кладбище похоже на современный жилой район с многоэтажками, только вместо улиц – кладбищенские дорожки, а вместо разнообразных квартирных дверей на площадках – разного вида надгробия. Смешно, но даже после смерти городской житель остаётся зажат, он всё в той же тесноте и скученности, в которой его уникальность, ценность для социума практически совсем и не заметна. И только вид кладбища домашних животных вызывает какой-то трепет в душе, вызывает какую-то искру настоящей, детской любви, еще не искаженной и не испорченной окружающей безликой серой городской средой.

 

 

  На этом маршрут закончен.

 

Просмотров: 2944 | Добавил: kirovkosmo | Теги: прогулка, ПВД, экологическая тропа, антропогенное влияние, экологическая катастрофа, урбанистика | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz