Вторая часть путеводителя по объектам 8 ракетной дивизии в Юрье.
На этот раз – 11 ноября 2007 года мы осмотрели руины сооружений наземных пусков МБР тяжелого класса Р-16 БСП 31 и БСП 1. Наиболее интересные фотографии были сделаны на БСП-1 и его жилом городке. Для людей интересующихся историей РВСН все также настоятельно рекомендую следующий интерент ресурс, от куда было взято большая часть справочных материалов http://russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=185&p=5.
По дороге от Лекмы (путь описан в первой части) при выезде на магистральную бетонку у КПП мы свернули на право. Проехав по отличной бетонке 5 км мы оказались у развилки и поехали по отвороту направо. Преодолев еще 6 км мы подъехали к 31 БСП. КПП на въезде было закрыто, но угрожающих надписей «заражено» тут уже не было.
На этот раз осмотреть военный городок 21649 в/ч дальше парка не получилось, так как мы довольно быстро встретились все с теми же бандюгообразными новыми хозяевами стартовой позиции и после их вежливой просьбы «больше тут не лазить» решили поискать более удобную для осмотра территорию.
Она нашлась после выезда на магистральную бетонку через 4 км от поворота.
Справа от дороги расположена 1 БСП а слева военный городок для обслуживающего персонала.
В целом больше всего 1 БСП похожа на эту ЦРУшную схему http://russianarms.mybb.ru/uploads/000f/85/b8/3937-2-f.jpg
Старт там судя по всему был совсем стационарным – по крайней мере имеются обширные наземные сооружения компонентов топлив. И нет таких больших бетонных площадок старта на которых могут сразу находится несколько машин-топливозаправщиков. Подъезды, судя по всему, были только для установки самой ракеты. К пусковым площадкам трубопроводы по видимому проходили по подземным потернам.
Привал мы устроили у небольшого бетонного укрытия заполненного пакетами РХБЗ с обеззараживающими компонентами.
)
Ну и пошли проводить осмотр.
Несколько зеркальных по своему расположению входов в подземные сооружения – по видимому в командные центры, оказались, затопленными. Доступны были только залегающие совсем у поверхности потерны коммуникаций.
Это какой то замерзший бассейн на стартовой позиции.
Пройдя у руин стартовых сооружений (они были судя по всему подорваны)
мы, сквозь укрытия хранилищ ракет вышли к складу боевых частей. Он более мощно обвалован и имеет только один вход.
Далее мы прошли в техническую – парковую зону.
За гаражами для тягачей видны выкрашенные в красный цвет хранилища компонентов топлива.
А это склад РХБЗ
Надземное хранилище. Резервуарный парк был судя по всему под легкой крышей на грунте имеются многочисленные осколки то ли покрашенного то ли специального красного шифера.
Хранилище компонентов топлива – операторная. Резервуарный парк один а операторных две – по видимому сразу для обоих пусков. Причем потерна к одной из них была сильно заполнена льдом, а во второй было сухо, что может говорить об разных уровнях их заглубления и каком то значении наклона тоннелей. Удалось обследовать один из тоннелей - стены его были облизованы керомической плиткой и он был ниже потерны.
Аэто еще одно сооружение у хранилищь топлива - заглубленное и много идет коммуникаций в полу
Удовлетворившись таким беглым осмотром стартовых позиций мы поехали обследовать городок.
В первую очередь нас заинтересовала водонапорная башня, но она оказалась с напрочь вырезанным железом и подняться по ней не получилось.
В самом городке более менее осталось целым только одно какое то трех этажное здание и бетонные, подземные резервуары для мазута. Все остальное в том числе котельная были сильно разрушены.
В мазутную емкость при условии снежного покрова или не достаточной видимости легко провалится, а вот выбраться из резервуара с 3-х метровой стенкой и заполненного остатками мазута одному не получится.
В целом БСП 1 (если это действительно она) давно заброшена и рекультиваторы к ней в 2007 году еще не приступали. Часть сооружений уже сильно заросли порослью деревьев. Стартовые позиции и часть небольших сооружений в летний период затягивает зеленой листвой до степени полного не обнаружения.
После этого мы повернули домой чтобы успеть проехать грунтовку за светло.
Напоследок фотография реки Лекмы возле моста.
|